?

Log in

No account? Create an account

mgendelev


Памяти Михаила Генделева


Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
che_duende wrote in mgendelev
Ночные маневры
под бейт джубрин
I

Я младшей родины моей
глотал холодный дым
и нелюбимым в дом входил
в котором был любим
где нежная моя жена
смотрела на луну
и снег на блюде принесла
поставила к вину
она крошила снег в кувшин
и ногтем все больней
мне обводила букву «шин»
в сведении бровей
узор ли злой ее смешил
дразнила ли судьбу
но все три когтя буквы «шин»
горели в белом лбу.


II

я встал запомнить этот сон
и понял где я сам
с ресниц соленый снял песок
и ветошь разбросал
шлем поднял прицепил ремни
и ряд свой отыскал
при пламени прочли: они
сошли уже со скал
но я не слушал а ловил
я взгляд каким из тьмы
смотрело небо свысока
на низкие холмы
и в переносии лица
полнебосводу в рост
трезубец темноты мерцал
меж крепко сжатых свезд.


III

А нам читали: прорвались
они за Иордан
а сколько их а кто они
а кто же их видал
огни горели на дымы
как должные сгорать
а мы – а несравненны мы
в искусстве умирать
в котором нам еще вчера
победа отдана
играй военная игра
игорная война
где мертвые встают а там
и ты встаешь сейчас
мы хорошо умрем потом
и в следующий раз!


IV

И я пройду среди своих
и скарб свой уроню
в колонне панцирных телег
на рыжую броню
уже совсем немолодой
и лекарь полковой
я взял луну над головой
звездою кочевой
луну звездою путевой
луну луну луну!
крошила белый снег жена
и ставила к вину
и головой в пыли ночной
я тряс и замирал
и мотыльки с лица текли
а я не утирал.

V

Как медленно провозят нас
чрез рукотворный лес
а темнота еще темней
с луной из-под небес
и холм на холм менял себя
не узнавая сам
в огромной пляске поднося
нас ближе к небесам
чтоб нас рассматривала тьма
луной своих глазниц
чтоб синий порох мотыльков
сошел с воздетых лиц
чтоб отпустили нас домой
назад на память прочь
где гладколобый череп мой
катает в детской ночь.



2



Я очень люблю читать женщинам стихи. Несколько мишиных стихов у меня (и у женщин) в фаворитах. «Маневры под бейт джубрин» - прежде всего. Магия этого стихотворения в том, что оно – сказка. Если это не понятно с самого начала, то конец пятой строфы уже не оставляет сомнений: «где гладколобый череп мой катает в детской ночь». Но и после прочтения первой строфы хочется отреагировать словом «Готичненько!» Ни фига себе, что там такое происходит! Герой входит нелюбимым в дом, где был когда-то любим. Жена - нежная, но, наверное, она только прикидывается такой, а на самом деле – ведьма. То что – ведьма, начинаешь подозревать еще когда она ставит снег к вину – не слишком теплый жест со стороны нежной жены. Ну а уж когда она тремя когтями царапает в белом лбу героя букву «шин», то мне слышится песня Хвостенко «Орландина», а в готичной истории появляется кровавый оборотень.
В следующей строфе мы понимаем, что это был всего лишь сон поэта и милуимника, полкового лекаря.
Генделев любил при самых разных обстоятельствах напоминать, что существуют только три темы: любовь, война и смерть. В неустойчивую оппозицию «любовь-смерть» война вносит устойчивость треугольника. Герой конечно же любит любовь и страшится смерти, но действие возможно только благодаря существованию войны. Военная поэзия умеет достигать почти ангельских высот метафорической красоты, и Генделев долго и упорно набивал на ней руку, и цитаты из его военной лирики бывают совершеннейшими жемчужинами. Перечислю любимые из «Маневров»:

Я младшей родины моей
Глотал холодный дым (тут, конечно же, игра еще в том, что «младшая родина» это Израиль, а «младший родины» - младший сержант.

А нам читали: прорвались
Они за Иордан
А сколько их а кто они
А кто же их видал (речь идет, разумеется, о боевиках ООП. Но какое анимэ мы наблюдаем! Просто-таки «Первый отряд»!

Где мертвые встают а там
И ты встаешь сейчас
Мы хорошо умрем потом
И в следующий раз! (вот она – простая и суровая, мудрая и мистическая солдатская правда. Таких любят женщины)

Я продолжу то, что осталось за скобкой. Несколько лет назад в приватном разговоре Миша заметил с некоторой горечью, которая всегда возникает лишь только примешься листать жизнь свою: «Да я вообще стихи начал писать, чтобы девки давали!»

Мне кажется, за этой, на первый взгляд, пацанской формулировкой, кроется глубокий и всеобщий принцип искусства: обращаться есть смысл только к женщине. Ну а кого больше всего любят женщины? Правильно: поэтов и солдат!

Аркан Карив


  • 1
"я старшей родины моей сосал холодный хуй" и "поднял жену над головой за орган половой" не откомментированы)

Вы попали в Топ-30 Зиуса!

Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Зиус поздравляет вас с наступившим Новым 2010 Годом от Р.Х. и желает вам добра.

Голем.
Чтобы сотворить голема, надо вылепить его из глины и вложить ему в рот бумагу (пергамент), на кот. написано Шем Хамефураш, שם המפורש - Шин - Шин, а затем написать на его лбу ЭМЕТ אמת. То же самое каждый раз при оживлении. А чтобы убить голема, надо или вытащить изо рта Шем ха-мефураШ, либо стереть со ла алеф из слва ЭМЕТ и получиться МЕТ - мертв. Так возможна бесконечная чреда сметрей и оживлений - по желанию "оживляющего". причем воскресить-убить голема может не обязательно создатель его - любой, имеющий доступ ко любу или рту голема.
По-моему, аллюзии очевидны.
а несравненны мы
в искусстве умирать
***
где мертвые встают а там
и ты встаешь сейчас
мы хорошо умрем потом
и в следующий раз!
***
- голем, умираеющий и воскрешающий неоднократно.
Существо из мира мертвых. т.к. сделан из глины и не рожден женщиной, - тем не менее, живущий - как бы живущий!, среди живых.
И женщина, которой голем не рожден - не знает что с ним делать то ли убивает, то ли оживляет "узор ли злой ее смешил
дразнила ли судьбу" - царапая на лбу - действие смерти! - букву ШИН, которая относиться к действию оживления. "и ногтем все больней"
- И оттого, что у нее не получается задуманного - что бы она не задумала, любящая нелюбимая нежная жена - то ли убить, то ли оживить - она это делает все яростнее и "все больней".

Мотивы смерти, аллюзии на царства мертвых, холода - пронизывают стихотворение: глотал ХОЛОДНЫЙ дым
и СНЕГ на блюде принесла
поставила к вину
***
она крошила СНЕГ в кувшин
, "трезубец темноты ".
"Луна луна луна" и "мотыльки" - из этого же ряда, традиционные аттрибуты царства мертвых.

Автор "встал запомнить этот сон
и понял где я сам
с ресниц соленый снял песок
и ветошь разбросал " - это воскрешение голема (или мертвого) - К концу стихотворения голем превращается скорее просто в человеческого мертвеца, там самым в смерти происходит как бы оживление голема - умерший мертвый голем - умершее неживое - превращается в мертвого человека - т.е. умершее живое, мертвое превращается в живое - в смерти и после смерти.
"Как медленно провозят нас
чрез рукотворный лес" - посмертное путешествие души, ее очищение, в мире мертвых, где
"темнота еще темней
с луной из-под небес". Луна - символ царства ночи, царства мертвых.

"и холм на холм менял себя
не узнавая сам" - происходит трансформация.

"в огромной пляске поднося
нас ближе к небесам
чтоб нас рассматривала тьма
луной своих глазниц" - но выхода из цартсва мертвых нет, автор остается там, во власти луны. там, где все еще вместо лаз - глазницы.
"чтоб синий порох мотыльков
сошел с воздетых лиц" - мертвые мотылечки, которые сами по себе часть царства мертвых, их отсанки, сходят с лиц лежащих навзнич мертвецов.

"чтоб отпустили нас домой
назад на память прочь" - воскрешение.

"где гладколобый череп мой
катает в детской ночь".- в виден мертвеца. череп - это все же череп человека, умерший - воскрешенный из голема автор - возвращается свое детства, (с его страхами смерти?).

Yo tengo poema de Misha

Привет! Верь-не верь, вчера совершенно случайно нашла стихотворение Генделева, написанное мне 25 лет назад. Как опубликовать? Оно, мягко говоря, несерьезное, пушкиниада... Комментарии, боюсь, слишком лаконичны...

Re: Yo tengo poema de Misha

Я не знаю, кто такая maria_amor. и какое стихотворение миши tenes. por favor aclaramelo

Re: Yo tengo poema de Misha

Аркан, прости, что сбила тебя этим выпендриванием с испанским. Я - Машка Дектор. Подписалась Марией Амор, потому что так меня звали в 1983 году, который был значителен для меня и для Генделева и потому что это мой nom de plume. Поняв, что длина комментариев не ограничена, я уже поставила свой стишок в Мишкин журнал после жизнеописания. Спасибо за отличный блог! Остаюсь Вашей читательницей.

Re: Yo tengo poema de Misha

привет, Маша! Рад тебя слышать. Оставайся нашей читательницей

  • 1